Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 
 
 
logo-ctv

Докку-шейх из Толстой-Юрта

Абдул-Азиз Шаптукаев родился в 1838 году в селе Толстой-Юрт (Девлетгири-Эвла). В народе Абдул-Азиз получил прозвище Докку-шейх. Предки его отца Шаптуки прибыли сюда из Зандака. С детства он обучался арабской грамоте в медресе с. Энгель-Юрт. Устазом Абдул-Азиза был религиозный просветитель Элах-Мулла.

После ареста Эллах-муллы Абдул-Азиз стал продолжателем его религиозного пути. По обвинению в пособничестве абреку Зелимхану авлия был сослан в Калугу, откуда он вернулся живым в отличие от многих арестантов из Чечни. Однажды к нему из села Ташкичу (Аксай, Дагестан) приехали два религиозных деятеля того времени – Апти-Шейх и Абдул-Вахаб Дидимов. Они передали Докку-Шейху перстень его наставника и на словах передали просьбу Элах-муллы принять ранг шейха-проповедника, на что Докку-шейх ответил отказом. Но гости не могли принять такой ответ, потому что завещание нельзя изменить или пренебречь им. Таким образом, Докку-шейх начал проповедническую деятельность. Докку-шейх был простым и неприхотливым человеком по отношению к мирской жизни, а в духовных делах - требовательным ко всем, в первую очередь к себе. При жизни Докки-шейх был дружен с Баматгири-Хаджи из села Автуры. Они умерли они в один и тот же день - тринадцатого сентября 1914года. Зиярт Докку-шейха стоит на месте его захоронения в селе Толстой-Юрт.
Рассказывает праправнук Докку-шейха Бекхан Хасуев, проживающий в селе Толстой-Юрт.
-13 сентября исполняется 100 лет со дня смерти Докку-шейха. Его зиярат построен мюридами через год после смерти шейха. В советские времена вход в зиярат был наглухо закрыт. Только в 80-е годы прошлого века удалось открыть двери зиярта. Мюриды Докку-шейха из Толстой-Юрта провели работы по благоустройству, благодаря которым зиярат имеет современный вид. Вирд Докку-шейха один из самых многочисленных вирдов. Его мюриды живут во многих районах нашей республики. Недавно приезжали в село Толстой-Юрт его мюриды из Республики Ингушетия.
Рассказывают о том, что Овда – шейх, находившийся в Калуге, сказал сыну Али: « Когда умрет Докка-шейх, не станет и меня». В действительности так и случилось. В день похорон Докки – шейха Али начал обряд похорон по своему отцу в Автурах.
Из рассказа жителя села Алхазурово Магомеда-Салаха, современника Докку-шейха.
- Было это в Шатое. Среди нас был один нехороший человек, который неодобрительно высказывался об эвлиях, называя их по именам. Я решил, если он скажет подобное о Докку-шейхе, я ударю его палкой. Как только он произнес имя Докку-шейха, я ударил его палкой. Через некоторое время мы встретились с Докку-шейхом. Он был в курсе этого инцидента. Обращаясь ко мне, он сказал: «По его словам, он знал, что мы не являемся эвлия. Но как было бы хорошо, если бы он смог предвидеть последствие своих слов».
Когда участились угоны скота и лошадей с левого берега Терека, власти создали комиссию, которая должна была решить эту проблему. На очередное заседание комиссии пригласили имамов близлежащих сел. Присутствовал на этом совещании и Докку-шейх. Выступавшие высказывали свои соображения по пресечению угона скота. Когда очередь дошла до имама из Старого-Юрта, руководитель заседания спросил: «А что думает по этому вопросу уважаемый мулла из Старого-Юрта?» Докку - шейх коротко ответил: «Предлагаю возложить ответственность за кражу на жителей того села, куда ведут следы угнанного скота».
С этим предложением согласились все члены комиссии. Вскоре эта проблема была решена положительно.
М. Атабаев

Обновлено (05.09.2014 09:27)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам