Get Adobe Flash player
button-mag-sign

Поиск

Фоторепортаж

001

«Ахлю Сунна валь Джамаа»

После пришествия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была принята следующая практика: если решение той или иной проблемы мусульмане не могли найти в Коране, люди обращались к действиям или

высказываниям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)(хадисам), а в совсем крайних случаях прибегали к мнению независимого судьи – компетентного ученого, который решал все согласно своему иджтихаду (научному усердию).
Соблюдать Сунну означало следовать примеру Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и подражать ему. Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и члены его семьи сохранили в памяти огромное количество Его высказываний и поступков. Таким образом, следование Сунне приобрело для мусульман обязательный характер, а люди, следовавшие Сунне, получили название «Ахлю Сунна валь Джамаа», то есть те, кто опирается на Сунну и следует путем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Изначально каждый хадис заучивался мусульманами наизусть и сопровождался иснадом, то есть ссылкой на цепочку людей, передавших эту информацию от самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), в основном это были люди из ближайшего окружения Пророка, сахабы, то есть сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). После смерти последнего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на основе Сунны решались многие вопросы жизни. Впоследствии в Сунну начали включать примеры из жизни и высказывания четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах).
Однако уже спустя несколько десятков лет число хадисов превысило миллион, после чего началась их письменная фиксация. Во второй половине IX века были собраны шесть сборников хадисов, которые пользуются наибольшим авторитетом у ученых Ахлю Сунна валь Джамаа. Это такие книги как: «Аль-Джами ас-Сахих» Аль-Бухари (810—870), «Ас-Сахих» Муслима ан-Нишапури (817—875), «Сунан» Ибн Мажда (ум. 886), «Сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888), «Аль-Джами аль-Кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892), «Сунан» Ан-Ниса’и (ум. 915).
Нужно отметить, что «Аль-Джами ас-Сахих», составленный Мухаммадом аль-Бухари, и сегодня считается самым авторитетным сборником хадисов, в котором собрано более 7400 полностью достоверных хадисов. В других сборниках подробно описываются те или иные нормы и правила быта и подробно рассматривается, что обязательно, рекомендуемо, дозволено, не одобряемо или запрещено в пище, одежде, взаимоотношениях людей, ритуалах и так далее.
На сегодняшний день приверженцы Ахлю Сунна валь Джамаа – это последователи четырех мазхабов, то есть правовых школ.
1. Ханафитская школа была образована великим муджтахидом Ну’маном ибн Сабитом Абу Ханифой. Он родился в 699 году н.э. в Куфе, учился у некоторых сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и передал от них изречения Пророка.
Школа основана на Коране, Сунне, иджма сахабов (единодушном мнении сподвижников Пророка), кыясе (суждениях, выведенных по аналогии с тем, что уже имеются в Коране и хадисах) и истихсане (предпочтениях, противоречащих кыясу, но более целесообразных в данных конкретных ситуациях).
2. Маликитская школа была основана Абу Абдуллой Маликом ибн Анасом. Он родился в 717 году н.э. в Медине.
Школа основана на Коране (прежде всего, на очевидных и недвусмысленных аятах), Сунне, так называемых «деяниях людей Медины» (традициях Медины, сложившихся после Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), фетвах сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), кыясе, истисла (независимых суждениях, которые служат пользе делу) и садд уз-зарайи (заповеди «что может привести к греху, запретно, а то, что может привести к добру – поощряемо»).
3. Шафиитская школа, которая была основана имамом Мухаммадом ибн Идрисом Аш-Шафии. Он родился в 767 году н.э. в Газе.
Школа основана на Коране и Сунне как едином Откровении, иджма и кыяс используются исключительно для выбора нужного материала из предыдущих источников, а малитский мазхаб принес принцип выведения правового решения на основе его пользы и нормы обычая.
4. Хандбалитская школа, которая была основана Абдуллой Ахмадом ибн Ханбалом Аш-Шайбани. Он родился в 780 году н.э. в Багдаде и является одним из великих знатоков хадиса.
Школа основана на нассах (прямых и однозначных указаниях Корана и Сунны), фетвах, мнениях сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), хадисах-мурсал и хадисах-заиф, кыясе, иджме и истихабе.
Все эти правовые школы являются правильными. Конечно, между мазхабами есть небольшие разногласия и противоречия, однако данные разногласия не являются враждебными и были изначально упомянуты Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), который говорил, что «разногласия для моей уммы – это милость (Всевышнего)».
В последнее время появились заблудшие течения (в частности, т.н. ваххабиты), которые утверждают, что мазхабам следовать не нужно, и каждый простой мусульманин может сам, по своему разумению выводить решения из Корана и Сунны, не обращая внимания на мнения ученых. Так, один из ваххабитов Мухаммад Магсуми в своей книге утверждает, что «четыре мазхаба были распространены врагами Ислама». Но каждый истинный представитель Ахлю Сунна валь Джамаа знает, что мусульмане придерживаются мазхабов на протяжении более чем тысячи лет, и все авторитетные ученые также их придерживались.

Обновлено (10.03.2019 10:08)

 

Мы в социальных сетях:

 fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas