Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 
 
 
logo-ctv

Тарикат Кадария

Кунта-Хаджи Кишиев – глубоко почитаемый среди чеченцев и ингушей религиозный деятель, суфийский шейх, последователь тариката «Кадирийа», основавший суфийское братство в конце 50-х годов 19 века, продолжающее до сих пор функционировать в республике и за ее пределами.

  Родился шейх, как утверждают историки, в 1830 году в селе Илсхан-Юрт, расположенном на территории нынешнего Гудермесского района ЧР. Отец его считается уроженцем села Инхо Гумбетовского района Дагестана, мать родилась в Чечне. Жил Кунта-Хаджи Кишиев в селе Илисхан-Юрт. Находясь в уединении в течение 40 дней, совершал суфийский обряд халват. На этом месте его последователями построена беседка, периодически посещаемая верующими. Позже вблизи села Гуни основал хутор, названный в его честь Хаджи-аулом. Принадлежал к бедной семье, отличался честным образом жизни, строгой нравственностью и трудолюбием.

По преданию, еще в детстве отличался от своих сверстников тем, что часто уединялся, был не по годам задумчив. В возрасте семи лет, обучаясь у местных мусульманских священнослужителей, получил духовное образование. В 18 лет вместе со своими родственниками совершил свой первый хадж в Мекку. Кунта-Хаджи считается зачинателем тариката Кадарийа. До его появления существовал только тарикат накшбандийа, распространившийся в 20-30 гг. 19 века в результате религиозно-политической деятельности дагестанских мулл Мухаммада Ярагского, Джамалутдина Казикумухского и имама Шамиля, а также накшабандийского шейха Ташу-Хаджи Саясанского.
Религиозно-политическая деятельность Кунта-Хаджи приходится на конец 50-х и начло 60-х годов 19 века. Она была направлена против насилия, военных действий. Духовные наставления Кунта-Хаджи находили отклик в сердцах многих чеченцев. Бедные слои населения все поддерживали Кунта-Хаджи. Имам Шамиль осуждает (новое учение), поскольку по своему духу и практике оно находилось в противоречии с провозглашенным им газаватом против царской власти. По мнению царского офицера А. П. Ипполитова, ознакомившегося с учением Кунта-Хаджи, названного «учением зикр», имам Шамиль «боялся того влияния, которое проповедники, подобные Кунта-Хаджи, всегда имели на народ». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что «влияние – это нравственная сила, власть, а власти, кроме своей собственной, имам Шамиль не терпел никакой». Преследования имама Шамиля принудили Кунта-Хаджи отправиться в Мекку, где он провел примерно три года. Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армии, великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи: «Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым». Как сообщает источник, « все его учение ограничивалось в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным». 
Кунта-Хаджи, отрицавший насилие, проповедующий добро, духовно-нравственное совершенство, 3 января 1864 года подвергся аресту с целью искоренить зикр в чеченском народе. По прямому указанию царя Александра II он отправляется в бессрочную ссылку под надзором полиции в г.Устюжна Новгородской губернии, ныне Вологодской области, где находился до весны 1867 года. Среди чеченцев бытует точка зрения, что ему удалось переправиться в Турцию, куда были депортированы многие его последователи. Примечательна точка зрения дореволюционного историка И. Попова о Кунта-Хаджи, сложившаяся у него под впечатлением встречи с ним: «Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом». Искренне импонируя Кунта-Хаджи, создав образ благородного обаятельного человека, автор цитаты преувеличивает опасность, исходящую от него. Упреждая возможность использования зикристского движения в целях вооруженного восстания, власти подвергли аресту и ссылке Кунта-Хаджи Кишиева и наиболее активных его сторонников. Это обстоятельство послужило основанием для восстания последователей Кунта-Хаджи, происшедшего 18 января 1864 года под селом Шали, получившего название «кинжального боя зикристов». Последователи Кунта-Хаджи в количестве 3 тыс. человек в течение десяти дней требовали освобождения своего устаза (духовного наставника), но власти не собирались удовлетворять их требования. Начальник чеченского округа генерал-майор Туманов в превентивных целях под Шалями сосредотачивает значительные вооруженные силы. Спровоцированные «зикристы», побросав огнестрельное оружие, держа в руках кинжалы и шашки, двинулись на царские войска.
Видя в толпе зикристов угрозу, войска произвели залп. Значительная часть зикристов, выхватив кинжалы, бросилась на противника. В этом кинжальном бою погибли более 150 зикристов и 8 женщин, переодетых в мужские одежды, и несколько царских солдат. Описанные события были спровоцированы царскими генералами М. Кундуховым, Тумановым, М. Лорис-Меликовым, А. Карцевым с целью подтолкнуть несколько тысяч чеченских семей к переселению в Турцию. Это было необходимо, чтобы успешно решить поземельный вопрос» и «избавиться от самого беспокойного населения». Реализовывая свои планы, царская администрация депортировала в Турцию 29 мая 1865 году 5 тысяч чеченских семей, что составило 23057 человек, значительная часть которых составляли воинственные карабулаки (часть чеченского этноса) и последователи Кунта-Хаджи. 
Жизнь и учение чеченского суфия Кунта - Хаджи Кишиева – важнейшая часть истории и духовно - нравственной культуры чеченского народа.

Обновлено (08.07.2018 10:57)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам