Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 
 
 
logo-ctv

Роль семьи в формировании межконфессиональной безопасности

Толерантность по отношению к окружающим людям нужно прививать с раннего детства. На ее формирование оказывают влияние школа и окружающая среда, но, в первую очередь, жизненные устои семьи. Это основной «строительный материал», который формирует толерантность ребенка.

Сегодня дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует корректировки воспитательного подхода. И здесь огромное значение имеет личный пример родителей. Они должны заложить в ребенке зачатки толерантности, выработать доброжелательное, гуманное, уважительное отношение к представителям иной национальности и вероисповедания. Нельзя допускать в семье негативных высказываний о них, видеть людей «не от мира сего».

Дети склонны к обобщениям, что, по сути, неправильно. Задача родителей - справиться с категоричностью. В беседе с ребенком важно подчеркнуть, что вывод о неодобряемых поступках отдельных людей, принадлежащих к какой-либо национальности или религии, нельзя экстраполировать на весь данный этнос или конфессию.
Чем больше осведомленности, тем меньше боязни и ненависти. Из того, что кто-то один или даже десятки людей ставят под сомнение базисные, аксиоматичные понятия, еще повод вводить себя в «судебный состав». Нельзя подходить к этому вопросу поверхностно, с бытовыми мерками.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью. В семье недопустима негативная реакция к приверженцам других религий. Надо прививать ребенку мысль, что нельзя быть предвзятым в этом вопросе. Во всех религиях есть очень много людей искренних, изумительно чистых, мудрых, каких не найти ни в какой иной среде.
Мнение сверстника для подростка зачастую значит больше, чем мнение собственных родителей. Но это проигрышная стратегия. Выживание человечества зависит от накопленного предыдущими поколениями опыта и передачи его последующим. Послушание родителям помогает уцелеть. У детей вера слаба по определению. Потому что это всего-навсего дети.
Надо попробовать рассмотреть под несколько иным углом зрения и ситуацию, когда родители не авторитетны, не оказывают никакую поддержку и помощь детям. Вполне возможно, что это не наказание, а, наоборот, стимулирование. Ребенку предоставлен великий шанс - самому строить свой внутренний мир, создать себя как личность, найти свое место в обществе, свою дорогу к вере. И даже помочь родителям «встать в строй», осуществить миссию, которую определил им Творец.
Предрассудки, «зашоренность» по отношению к другим народам и религиям возникают из-за отсутствия у детей знаний о национальных культурах и традициях. Помноженные на подростковый максимализм, они еще более накручивают ситуацию. Отсутствие религиозной толерантности формирует в ребенке комплекс «белой вороны», отучает жить в коллективе, обществе, мостит перед ним широкую дорогу к злобе, мелкому расчету и подлости. К тому же, современным детям за отсутствие религиозной толерантности исключение из пиoнерoв не грoзит.
Воспитание веротерпимости включает уважение и принятие многообразия культур, позитивное взаимодействие с представителями иных конфессий. В этом деле следует проявлять терпимость. Родителям не следует давить на ребенка, игнорировать его интересы, навязывать свое мнение.
Это в будущем может воспитать ненависть к окружающим, замкнутость, комплекс вины. Поэтому надо прививать ребенку доброжелательность, способность к сопереживанию, умение выслушивать других, не осуждать их. Нужно, чтобы в головах детей возникла и укрепилась устойчивая ассоциативная цепочка: Всевышний – веротерпимость (религиозная толерантность) - достойное поведение родителей.
В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости. В частности, статья 14 Конституции Российской Федерации подчеркивает светский характер государства, статья 28 разрешает свободно выбирать и распространять религию независимо от места жительства или должности человека, в статье 29 говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.
Всеобщая Декларация прав человека также содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. А вот Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 18, пункт 3) разрешает ограничения свободы исповедовать религию или убеждения, установленные законом и необходимые для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Это должен учитывать каждый родитель.
Свобода вероисповедания - она на то и «свобода», чтобы не заставляли. Человек, в основном, становится религиозным в детстве, участвуя в религиозных обрядах с родителями. Так что религиозный образ жизни и соответствующая ему система ценностей становятся для него столь же естественными, как и умение говорить на родном языке.
Веротерпимость имеет свои границы. Она распространяется только на традиционные религии. Сегодня религиозные секты негативно влияет на семью, детей, молодежь. Они прямо пропагандируют насилие, оправдывают жестокость, отвергают институт семьи, традиции и культуру народов.
Радикалы пытаются превратить молодых людей в зомби, способных существовать исключительно по прописям. И чем больше их, тем легче манипулировать. Надо спокойно, без снобизма учить своих детей держаться на вежливой дистанции от религиозных сект. Войти в эту компанию легко, а выйти - уже никак.
Надо объяснить детям, что термины «религиозный экстремизм», «исламский терроризм», «джихадизм» и прочие «достижения» секулярной мысли концептуально противоречивы. Религия по своей сути не может нести агрессию. И если несет, то это уже не религия, а экстремистское течение.
Идеи религиозной толерантности, уважения к системе ценностей других социумов лежат в учениях самих религий. Различия тоже не предполагают обязательную несовместимость. Тем более, авраамических религий, которые с давних времен мирно сосуществуют в российском обществе. Детям разных вероисповеданий есть о чем общаться - абсолютно одинаковые багажи ощущений и интересов.
Чтобы живущие рядом семьи ладили между собой, вовсе не обязательно объединять их квартиры в одну. Достаточно и того, чтобы между ними завязались хорошие, добрососедские отношения. С первых страниц Священных писаний можно увидеть «бегущую строку» с напоминанием, что нужны единые правила, унифицированный «регламент» во имя преодоления религиозных, культурных и этнических разногласий.
Сегодня религии стоят перед одинаковыми проблемами и вызовами - политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими. Все понимают, что религиозная нетерпимость - это дорога в раздор, во всеобщую ненависть, что она является основным ресурсом в руках государств, которые преследуют политические цели. И это является важной предпосылкой общественной солидарности, пресечению раздоров и разногласий.
Конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Взаимное познание различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятие и взаимоуважение систем ценностей служит основой стабильности и безопасности в обществе. Религиозная нетерпимость может привести к расколу государства, исчезновению наций.
Важную роль в этом деле играют современные цифровые технологии. Они имеют массу плюсов - доступ во все уголки планеты, быстрота связи и т.д. Но надо видеть и другую «сторону медали». Когда всё это становится основной формой «общения», то грубеет от бездействия сердце и душа ребенка. Он закрывается в своей пещерке и никого к себе не подпускает.
Тут дело, по сути своей - не в технологиях. Они практически - лишь инструментарий. Проблема сама снимется, если научиться применять его там, где он действительно необходим.
Технологическими достижениями, в разумных пропорциях, можно и нужно пользоваться. Они позволяют сэкономить время и силы для служения Всевышнему. В процессе воспитания ребенку важно привить осознание, что жизнь имеет духовный смысл. Материальное тоже имеет значение, но в основном - как средство достижения истинных целей. Погоня за ним не должна заслонять стремление к духовности. И это нисколько не пропаганда аскетизма.
К сожалению, сегодня виртуальное пространство реально съедает детей. Культ рацио, наживы, бездуховности и праздности отрицательно влияет на неокрепшее детское сознание. Такое времяпрепровождение в нежном, неустойчивом возрасте ни к чему хорошему не приведет. Только вера во Всевышнего, глубинное осознание, что душа приходит в мир с духовной миссией, и, разумеется - желание эту миссию реализовать, может оторвать ребенка от интернета, социальных сетей и т.п.
Данное воздействие должно находиться под неусыпным контролем родителей. На них лежит ответственность за любой «клочок» информации, который получает ребенок. И тут не отмахнуться избитой фразой «живу ради детей». Необходимо воспитывать понимание, что главное в жизни, и что - второстепенное.
Дети должны видеть перед собой позитивный пример, показывающий преимущества духовно насыщенной жизни, по сравнению никчемной виртуальной. Сегодняшнее «не возражаю» может обернуться завтрашним «проморгали ребенка». Будет поздно, когда в семье вырастет эгоист-потребитель со всеми вытекающими для общества последствиями.
Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой - это и есть начало политкорректности. Нужно уважать чужие культуры, вести диалог, пытаться понять друг друга, разделить, в конце концов, трапезу с представителями иной веры и национальности. Вне этого – всех ждет пропасть. Только так можно вырастить ребенка готовым к общественной жизни в многонациональном государстве, каким является Россия.

Обновлено (22.06.2018 11:50)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам