Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 
 
 
logo-ctv

Шейх Висита Хаджи

Бурсаков Висита-Хаджи. Шейх Висита-Хаджи широко известен и почитаем в Чечне. Родился в 1867 году в старинном чеченском селении Гелдаган. Сведения о родителях, ушедших из жизни при малолетстве Шейха, не сохранились. Брат - Бурсаков Бода.

Дочери - Бурсакова Жарадат и Бурсакова Петмат. Сыновья - Бурсаковы Абдул-К1едар и Абдул-Межед. Изучая жизнь и деятельность наших авлияов, устазов и видных священнослужителей, обращает на себя внимание одна закономерность. Первые шаги к свету Ислама эти люди делали под непосредственным руководством и наставничеством своих глубоко верующих отцов, и Шейх Висита-Хаджи не является исключением. Когда ему исполнилось 4 года, отец отдал его в духовную мусульманскую школу (семинарию) в Дагестане, где в те времена обучались основам Ислама одаренные дети. Но, к сожалению, это духовное наставничество со стороны отца продолжалось недолго. В малолетнем возрасте Висита потерял родителей, но это испытание не поколебало стремление подростка достичь глубины светозарного учения нашего Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАХ и приветствует). Среди муталимов он выделялся особой набожностью, твердостью характера и одновременно мягкостью общения с людьми. В этом храме духовных знаний Висита, будучи круглым сиротой, проучился 12 лет с 1871 по 1883 годы и к своему шестнадцатилетнему возрасту успешно окончил его. Опекал молодого Богослова двоюродный брат отца. Учителя и наставники, которые принимали участие в его духовном становлении, предчувствуя, что Висита в будущем станет большим алимом, уговаривали его остаться в Дагестане. Несмотря на это, Юноша самостоятельно и твёрдо решил вернуться на родину, где продолжил изучение КОРАНА и многих трудов по его толкованию. Главным духовным наставником Виситы-Хаджи был Шейх Бамат-Гири-Хаджи (1овда) из селения Автуры. Молодой мюрид всецело разделял духовное стремление своего устаза и был с ним в очень теплых дружеских отношениях. Современники рассказывали, что Бамат-Гири-Хаджи не скрывал предрасположенность к своему последователю. При этом на ревностные упреки своих приближенных алимов он подчеркивал, что Висита-Хаджи, как и пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует), осиротел ребёнком, и в младенчестве Ангелы искупали его в имане и религиозных знаниях. Этим он объяснял своё особое отношение к возлюбленному мюриду. Вопреки тому, что период его раннего мюридства совпал с усилением давления на религиозных деятелей со стороны военной и гражданской царской администрации в крае, Висита-Хаджи несколько раз совершил паломничество в Мекку. В то время это был настоящий подвиг и высшее проявление самопожертвования. К услугам паломников не было ни авиалайнеров, ни поездов, ни автомобилей. В их распоряжении имелись лишь посох и котомка со скудной пищей. Последнее паломничество в Саудовскую Аравию он посвятил углублению своих знаний по изучению тариката, полученных в свое время от достопочтенного исламского просветителя Шейха Бамат-Гири-Хаджи. После этого Висита-Хаджи получил полное право заниматься исламской проповеднической деятельностью с образованием своего собственного вирдового братства. Ученый богослов Шейх Висита-Хаджи вместе с другими религиозными деятелями того времени принимал активное участие в религиозной и общественно-политической жизни нашего края. Его сыновья пошли по стопам знаменитого отца и трагически погибли совсем в молодом возрасте. Старший - Абдул-Межед, не успевший завести семью, погиб от пули враждебно настроенных односельчан. Предвидя гибель сына, накануне своей смерти Шейх завещал похоронить его рядом. И сегодня они покоятся в одном зиярте. Из-за праведной религиозной деятельности Шейха Виситы-Хаджи его младший сын известный богослов, имам селения Гелдаган Абдул-К1едар, исключительно по причине традиционных религиозных убеждений и принадлежности к знатному теологическому роду, был арестован и заключён в городскую тюрьму. В последствии Абдул-К1едар по приговору сталинских опричников был расстрелян. Даже после оглашения приговора и накануне казни он сохранял железную непреклонность в своих религиозных убеждениях и принял мученическую смерть, с гордостью сознавая, что отдает жизнь за святое и правое дело Ислама. Здесь обращает на себя внимание немаловажная деталь. Супруга Абдул-К1едара - любимая внучка Махьма-Хаджи Каратаева из Бачи-Юрта, дочь его сына Исака-Моллы. Ирадат Каратаева была выдана за сына Шейха Висита-Хаджи в знак особого расположения к богослову и дружбы между великими устазами. После трагической смерти мужа Ирадат осталась с пятью малолетними полусиротами. А вскоре потеряла и отца - богослова Исака-Хаджи Каратаева, который также был репрессирован. Гонимая властями женщина, героическими усилиями вырастила четверых сыновей и дочь. Вынужденно изменила фамилию детей по имени мужа на Абдул-Кадыровы. В селе Гелдаган после возвращения из высылки проживал старший из Абдул-Кадыровых Муайд, который по примеру своих знаменитых предков был праведным мусульманином и до самой смерти ухаживал за святыней своего знаменитого деда Шейха Висита-Хаджи. Второй сын Абдул-К1едара Магомет более 25 лет занимал должность главного врача и главы администрации Брагунской республиканской психиатрической больницы. Впоследствии населенный пункт по его инициативе переименован на Дарбанхи. Виситу-Хаджи очень уважали и любили не только в родном селе. Его известность еще при жизни перешагнула границы его Отечества. Последователи Шейха в селах Гелдаган, Курчалой, Автуры, Майртуп, Бачи-Юрт, Цоци-Юрт, Герменчук, Валерик, Самашки, Чурга-Юрт и др., отдавая дань уважения его религиозным знаниям и иману, называли его не по имени, а по прозвищу - Молла. Шейха знали как человека с щедрым сердцем, полным любви к Всевышнему. Наряду с этим он обладал приятной внешностью, красивой речью, умел ненавязчиво, но убежденно наставлять и вдохновлять людей на богоугодные дела. Известно доподлинно, что Висита-Хаджи был наделён АЛЛАХОМ даром (Карамат). Подтверждением этого является зафиксированное свидетельство. Шейх предсказал точную дату своей кончины и место захоронения. Его не стало, как он и предсказывал, в 1916 году. После смерти над могилой праведного Шейха из села Гелдаган его мюриды и почитатели возвели святыню из мраморного камня. В период депортации чеченского народа в Среднюю Азию и Казахстан эта святыня претерпела разрушения и была восстановлена только по возвращении вайнахов на родину в 1957 году. В последующем она неоднократно обновлялась, в том числе в 1996-1999 годах, когда в республике наблюдались тенденции отступления от тарикатистского учения. Последняя реставрация святыни прошла летом 2010 года. Сегодня святыня Шейха Виситы-Хаджи, расположенная в центре села Гелдаган, как и много лет назад, являет собой не только красивое и ухоженное строение, но и святое место, привлекающее к себе богобоязненных и истинно верующих людей, просящих у Всевышнего АЛЛАХА милости и благоденствия. Весь жизненный путь Шейха Виситы-Хаджи с сознательного возраста был направлен на строгое следование предписаниям КОРАНА и священным заветам мусульманской уммы. В обстоятельствах следования к самосовершенствованию и познанию высшей истины мусульманской религии мы находим много общего и перекликающегося с биографиями его замечательных современников - верных муслимов АЛЛАХА. Прямым потомком святого Шайха Виситы-Хаджи является его правнук прокурор Чеченской Республики Шарпудди Муайдович Абдул-Кадыров.
Автор публикации старший научный сотрудник Мемориального комплекса Славы им. А.-Х. Кадырова Дураева Хава Хасановна.

Обновлено (19.05.2018 20:43)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам