Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 
 
 
logo-ctv

Всеобъемлемость и универсальность Ислама

В процессе демократизации общественно-политической жизни в перестроечные годы СССР религия претерпела определенные изменения, прежде всего речь идет о тенденции возрождения, причем с первых лет перестройки и гласности до настоящего времени. 

 

В новейшей истории мусульманского сообщества Чеченской Республики активизировалась роль Ислама, возросло его влияние на духовную и политическую жизнь общества, духовно-религиозные ценности оказали влияние на самосознание народа.
Прошедшие семьдесят лет гонения на религию в Советском Союзе не прошли бесследно и для мусульман Чечено-Ингушетии. Были репрессированы учёные-богословы, уничтожена религиозная литература, закрыты медресе, вплоть до 1978 года отсутствовали мечети.
Перед партийно-советскими работниками ставилась задача резкого снижения религиозности чеченцев, формирования у них материалистического, атеистического мировоззрения.
Для решения такой задачи готовились пропагандисты, агитаторы, кадры атеистов. Республиканские органы госбезопасности вели скрытую провокационную деятельность среди мюридов суфийских тарикатов накшбандийи и кадирийи, чтобы внести раскол мусульманской уммы.
Чеченцы всегда сохраняли высокую религиозность, приверженность к традиционным ценностям, хотя наряду с другими народами страны Советов прошли идейно-воспитательную работу Коммунистической партии СССР.
Несмотря на государственную политику превращения общества в общество массового атеизма, Ислам реально и активно функционировал в повседневной жизни чеченского народа, традициях, обрядах и ритуалах вопреки идеологическим запретам. В условиях советской власти Ислам не терял и не ослаблял своего влияния на национальное самосознание значительной части населения республики.
В информационном отчёте Совета по делам религий при Совете министров СССР за 1969 г. для отдела пропаганды ЦК КПСС, в части касающейся Ислама, отмечается «высокая религиозность среди народов, исповедующих Ислам» и «массовое соблюдение религиозных обрядов».
Особое место в записке первого заместителя Председателя Совета по делам религий А.А. Барменкова уделено «Религиозной обстановке в Чечено-Ингушской АССР».
В одной из своих монографий «Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России» кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Лёма Ахмадович Баширов писал: «Представляется неверным и широко используемое в религиоведческой литературе понятие «возрождение Ислама». Ислам не возрождается, потому что не умирал, не увядал даже в условиях советской административно-командной системы. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования, в том числе проведённые с участием автора монографии, в регионах традиционного распространения Ислама бывшего СССР».
Относительно чеченцев Ислам является важным этнообразующим фактором, оказывающим мощное воздействие на чеченскую национальную ментальность и образ жизни. Для современного чеченского народа восприятие Ислама именно в такой роли во многом стало возможным благодаря тому факту, что чеченцы познакомились с ним в форме суфизма, одного из наиболее гибких направлений Ислама.
При этом со второй половины 1990-х годов религиозно-политическая ситуация в республике носила сложный и противоречивый характер в силу воздействия на нее нетрадиционных для региона религиозных течений.
Влияние радикального Исламского фактора на чеченское общество и этнокультурные процессы приобрело элемент дезорганизации, что отражало острый конфликт между сторонниками суфийского учения (традиционного для Чечни) и идеологии ваххабизма.
Совершенно иная религиозно-политическая ситуация складывается в современной Чеченской Республике. Ныне Ислам оказывается одним из легитимных факторов общественной и политической жизни Чеченской Республики. К нему нередко обращается светская власть, подчеркивая тем самым свою конфессиональную идентичность. Идет возрождение Исламских обычаев.
В настоящее время в Чечне нарастает процесс реставрации традиционного Ислама, в память и сознание людей возвращаются ценности былых времен, образы религиозных авторитетов XIX века.
Сегодня традиционный Ислам является фактором консолидации чеченского общества после многолетнего противостояния.
С. Курбанов

Обновлено (08.03.2018 15:20)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам