Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 

Кунта-Хаджи Кишиев: краткая история

В истории вайнахов шейх, устаз, авлия Кунта-Хаджи Кишиев – важнейшая часть истории и духовно-нравственной культуры.
В основе проповеди Кунта-Хаджи Кишиева (да будет возвышена его святость) лежали идеи добра против зла, скромность и отсутствие излишеств, чистота помыслов и богоугодные дела.

Великому авлия, как ученому и философу, была небезразлична судьба чеченского народа, его социально-экономическое положение, духовные ценности.
Кунта-Хаджи Кишиев родился в селении Иласхан-Юрт около 1830 года. Отца его звали Киши, мать – Хеда. В 18 лет Кунта совершил Хадж. Существует версия о том, что шейх Кунта-Хаджи после паломничества в Мекку посетил мечеть и могилу Абдул-Кадыра Гилани в Багдаде, познакомился с учением кадырийа и стал в Чечне зачинателем учения кадырийа, получившее название «зикризм».
Великий авлия отрицал насилие и оружие, его оружием было его слово. Он призывал людей к братству, равенству, социальной справедливости. Религиозно-политическая деятельность Кунта-Хаджи приходится на конец 50-х и начало 60-х годов 19 века. Его проповеди были направлены против насилия, военных действий. Видя массовую гибель чеченцев, призывал их прекратить сопротивление царской власти, терпению, милосердию, братству между верующими.
Духовные наставления Кунта-Хаджи (да будет возвышена его святость) находили отклик в сердцах многих чеченцев, испытавших все тяготы Кавказской войны. У него появились мюриды. Как говорят разные источники, имаму Шамилю не понравились призывы Кишиева. Новый вирд был запрещен, а сам Кишиев был вынужден снова отправиться в паломничество. Вернувшись из Хаджа, Кунта-Хаджи снова стал очень популярным, численность его вирда достигла несколько тысяч человек. К этому времени имам Шамиль уже сдался в плен.
Число последователей Кунта-Хаджи заметно увеличивалось. В 1861-1864 годах вирд Кунта-Хаджи Кишиева становится крупнейшим в Чечне. Царская власть испугалась растущего влияния шейха и того, что его последователей становится все больше и больше. Царская власть боялась объединения чеченского народа и появления у народа своего лидера, которому он верит.
По личному распоряжению великого князя Михаила Романова, 3 января 1864 года, известный во всем исламском мире религиозный деятель Кунта-Хаджи Кишиев был арестован с целью искоренить зикр, и был депортирован в Новгородскую губернию, в уездный город Устюжино под надзор полиции. Чувствуя, что мюриды постараются его отбить, он пишет им письмо с просьбой не предпринимать никаких насильственных действий.
Согласно указу императора о ссылке великого авлия, министерство внутренних дел издает распоряжение от 20 марта 1864 года «о поселении сосланного с Кавказа жителя Чеченского округа шейха Кунты под надзором полиции в Новгородскую губернию без срока». Остальные его товарищи, которые были арестованы вместе Кунта-Хаджи, распоряжением от 23 апреля 1864 года приказано было отправить в «Смоленскую губернию без срока». Брата авлия Мовсара и несколько мюридов отправили в крепость Выборг.
Как сообщают источники, Кунта-Хаджи провел в ссылке более двух лет, и по данным царских документов, умер 19 мая 1867 года. Однако мюриды Кунта-Хаджи не признают факт его смерти, считая, что великий авлия вернется.
Л. ОСМАЕВ

Обновлено (28.12.2017 12:27)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам