Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

  
 img dobro
 
 
 Tudaiy
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 

Российский Кавказ» V Международный политологический форум

В Российском исламском университете им. Кунта-Хаджи на четвертой секции «Развитие религиозного образования на Северном Кавказе как фактора противодействия распространению экстремистской идеологии» в рамках V Международного политологического форума выступил с докладом Муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов.

 Свою речь муфтий начал со слов воздания хвалу Всевышнему Аллаху.

«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! Слава Аллаху Господу миров, да будет Его милость и мир Посланнику Аллаха Мухаммаду», - сказал М. Рахимов.
«Уважаемые участники Форума! Сегодня Ислам в России занимает второе место по числу последователей. По разным источникам численность мусульман в России достигает сегодня свыше 20 миллионов человек. Они формируют свои многочисленные религиозные общины разного уровня и статуса. Наряду с ними существует тысячи и тысячи религиозных объединений мусульман, которые не получают регистрацию, поскольку закон позволяет их существование и деятельность без государственной регистрации. Сегодня вопрос мусульманского просвещения и образования касается всех этих организаций, начиная с местных религиозных объединений мусульман (приходов), которые, как правило, формируются вокруг мечетей, и кончая централизованными духовными управлениями мусульман. Религиозное возрождение является характерной чертой сегодняшнего дня не только на Северном Кавказе и в России. При этом происходит не только рост количества людей, относящих себя (или связывающих себя) к той или иной конфессии, но и возрастание степени религиозности индивидов. Ислам в своих предписаниях обустройства общества основывается на строгой дисциплине и подчинении своим руководителям и наставникам. Вполне естественно, что все это касается и внутрирелигиозной жизни мусульманской уммы, в целом, и отдельных общин, в частности. Мне особенно хотелось бы подчеркнуть этот момент в связи с тем, что мы имели и имеем очень много случаев, когда еще совсем молодые люди, в том числе и те, кто приехали к нам из-за рубежа, пытались устроить «свои мусульманские порядки» в наших мечетях, призывали мусульман не подчиняться установлениям имамов и председателей общин, аргументируя это тем, что в доме Аллаха никто не может быть начальником и руководителем. Но, слава Аллаху, мы в наших мечетях сохранили законный порядок. В этом направлении мы сотрудничали и будем сотрудничать с государственными организациями, которые являются гарантом порядка и стабильности в обществе, в том числе и в религиозных объединениях. И не случайно, что те, кто ратовал за наведение своего особого порядка в мечетях, сегодня изменили свои взгляды и занимают более сдержанную позицию, особенно в свете тех событий, которые произошли и происходят на Северном Кавказе. Они поняли, что нельзя добиться успеха, легкомысленно разжигая рознь между гражданами одного государства, даже если люди придерживаются различных религий и идеологических взглядов.
Не вызывает сомнений тот факт, что, при всевозрастающей роли религиозного фактора в общественно-политической сфере жизни северокавказского социума, повышение интеллектуального уровня последователей традиционных для России конфессий становятся актуальнейшей задачей, от правильности решения которой не зависит межэтническая и межконфессиональная стабильность в регионе.
Положительные и отрицательные стороны религиозного возрождения очевидны, как очевидна и перспектива усиления значения религиозного фактора в жизни народов Северного Кавказа. Негативные аспекты, в перспективе, возможно нейтрализовать использовав миротворческий потенциал традиционных для России конфессий, а также накопленный положительный опыт межрелигиозного диалога. Первостепенное значение должно быть отведено вопросам взаимодействия религии и образования, при этом, обязательным видится изучение не только собственной религиозной традиции, но и основ вероучения других конфессий, представленных в регионе. Сегодня в наших мечетях должны работать профессионально подготовленные, имеющие соответственное духовное образование имамы. Говоря о мусульманском просвещении, мы имеем в виду различные виды деятельности, направленные на распространение знаний об Исламе как религии и вероучении, лежащих на основе культурного и духовного наследия большого числа народов Российской Федерации. В то же время наряду с задачами исламского просвещения все эти организации в той или иной мере осуществляют работу по программам исламского религиозного образования, под которым мы подразумеваем различные виды деятельности в сфере профессиональной подготовки мусульманских священнослужителей, а также специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки.
Мусульманское просвещение в нашей стране велось и ведется в различных направлениях, из которых можно выделить три основных:
• проповеди в мечетях во время пятничных и праздничных молений и других религиозных мероприятий;
• различные формы дополнительного религиозного образования, включая кружки, воскресные школы, медресе;
• дополнительные и факультативные занятия по Исламу школе.
Что касается профессионального религиозного образования, то оно осуществляется средними и высшими исламскими образовательными учреждениями – медресе, колледжами, институтами.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что в современной ситуации всех нас очень тревожат радикальные, экстремистские течения, вернее распространение идей экстремизма. С другой стороны очень тревожит и печалит тот факт, что в последние годы Ислам стал очень часто упоминаться вместе со словом терроризм.
В данной ситуации первостепенное значение имеют 2 обстоятельства. Первое: трудно переоценить, насколько важно понимание обществом миролюбивой сути Ислама и разъяснение призыва Ислама к миру и братству, второе – активное разъяснение этого положения Ислама всем, мусульманам, мусульманской молодежи, не мусульманам. И особенно важно правильное обучение Исламу мусульманской молодежи. И одним из главных вопросов, которые человечество должно научиться решать в рамках божественных законов нравственности, является «культура мирного сосуществования» народов.
«Мирное сосуществование» - это одна из главнейших задач в мире. Жить в мире, понимая и слыша друг друга – эта задача актуальна, без преувеличения, для всего человечества. Кем бы мы ни были по вероисповеданию, какой бы ни была степень нашей религиозности, в каком бы географическом ареале мы не жили, кем бы ни были по национальности – мы обязаны перед Создателем жить в мире, воспитывать уважение и любовь друг к другу.
В этой связи возникает вопрос: действительно ли религиозное образование и религиозное просвещение сможет укрепить мирное сосуществование человечества. Или же усиление религиозного образования приведет нас к проблемам нового уровня? Думаю, что правильный ответ на эти вопросы кроется в том, как мы понимаем веру, и как мы будем разъяснять суть веры нашим обществом. Мы должны четко знать, что все религии и все пророки Всевышнего призывали людей к миру и милосердию. И нам, как представителям религиозных институтов, нельзя ни на шаг отступать от призывов к миру и милосердию, призывов к примирению и взаимоуважению, чтобы не оставить ни малейшей возможности и нечестивым людям использовать веру в злонамеренных целях. Образование и просвещение - самые важные и самые сложные сферы для любого общества, как повелел нам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего: «Учитесь от колыбели до могилы». Для того чтобы получить от образования, прежде всего, религиозного образования желаемый результат, мы непременно должны помнить, что первостепенное значение обучения молодежи имеет личность и уровень образованности того, кто преподает, как преподает, где и какие знания преподает, преподаются ли эти знания верно в соответствии с правилами педагогики и психологии. В этой связи очень важно, чтобы религиозные учебные заведения находились под постоянным наблюдением и контролем, преподавание велось по четко разработанной программе, по религиозным учебникам, составленным высококвалифицированными специалистами в вопросе вероучения Ислама. Важно разъяснять молодому поколению глубочайшие традиции любви, мира и братства, взаимопомощи и веротерпимости, благой морали. Имеющие многовековые корни в Исламе. Важно также разъяснять культуру Ислама на славных исторических примерах. Также важно развитие исламского книгоиздания как одного из средств просвещения общества. Подрастающее поколение мусульман с малых лет должно иметь возможность познавать правильный Ислам через лучшие образцы исламской богословской мысли. Не менее важно также, чтобы молодежь, придя в мечеть на хутбу, слышала и понимала вселенские ценности Ислама. Терроризм как идеология насилия в современном мире приобрел наднациональный, международный характер. Это уродливое явление нашей современности несет в себе угрозу трансформации сложившихся норм международных отношений, угрозу обществу и личности. Каковы же возможности образовательных организаций по участию в решении задач противодействия терроризму? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть относительную сущность компетентностного подхода в образовании и недостатки содержания учебных планов и программ обучения. Образование как неотъемлемая часть общественной жизни не может оставаться в стороне от решения проблем терроризма. Одним из принципов в сфере образования законодательно, в ст.3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закреплен принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод. В последнее время мы стали свидетелями активного вовлечения молодежи в различные экстремистские и террористические организации, и обучающиеся – не исключение из числа вовлеченных в террористическую деятельность (например, показательный случай с Карауловой, студенткой МГУ. Таким образом, исходя из современных потребностей общества, к образованию уместно предъявить требование участия в противодействии терроризму в рамках реализации компетентного подхода. Детальный мониторинг и анализ причин, условий и факторов, способствующих формированию терроризма в современном мире, позволил сформулировать ряд тенденций терроризма, имеющих базовое значение для определения уровня угрозы и формирования антитеррористической политики. Среди них наибольшую опасность вызывает тенденция нарастающего процесса вовлечения в экстремистскую деятельность все большего количества студенческой молодежи и молодых людей, имеющих высшее (специальное) образование и научные степени.
К сожалению, это действо вполне реально и осуществимо в современной России. И причин этому не мало. К тому же, в наши дни слабо работают институты: по формированию миропонимания; по воспитанию нравственных ценностей и норм; по привитию ограничений и запретов. «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как и передача знаний. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать неоправданно узко, исключив из него воспитательный момент». И действительно, одним из основных компонентов в формировании гражданского самосознания личности, да и в системе противодействия идеологии экстремизма, является обязательный тандем образования и воспитания.
Начинать занятия по противодействию экстремизму и терроризму нужно со школьной и студенческой скамьи, чтобы закладывать молодежи духовно-нравственные основы. Детерминантом, которых явилась мысль о том, что терроризм и противодействие ему, это чрезвычайная проблема современного мира, и она не обходит своим вниманием ни дипломатов, ни политиков, ни учителей, ни бизнесменов. Главная цель противодействия терроризму и его идеологии это формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращение социальной базы поддержки террористов и решительное осуждение применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. В силу своих возрастных особенностей молодые люди менее критично воспринимают внешние условия среды, не всегда адекватно их оценивают, что, в свою очередь, отражается на их правосознании. Помимо этого, психика молодого человека характеризуется повышенной возбудимостью, эмоциональностью, максимализмом, бескомпромиссностью, повышенным критическим настроением. Кроме того, у молодежи отмечаются эгоизм, некритичность, повышенная внушаемость, замкнутость и т.д.
Давайте разберемся, какие способы можно отнести к числу основных форм и методов противодействия распространению идеологии терроризма? И как образовательные учреждения могут подготовить молодежь в целях недопущения их участия в преступных группах? К числу основных форм и методов противодействия распространению идеологии терроризма можно отнести: лекции, семинары, индивидуальные собеседования, коллоквиумы, практические занятия, профессиональные тренинги, игру, урок, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены.
Необходима комплексная работа на разных уровнях воспитания, начиная со школы, и в разных направлениях, включающая в себя культурно-просветительную, воспитательную, реабилитационную деятельность с привлечением ученых-религиоведов, деятелей культуры, психологов, педагогов и т.д. При проявлении первых признаков того, что молодой человек попал под деструктивное влияние, на него еще можно воздействовать. Поэтому необходима выработка совместными усилиями ученых и практиков методик по диагностике психологического состояния и особенностей поведения, свидетельствующих о формировании девиантных мировоззренческих установок и мер по их психологической реабилитации.
В заключении хотелось бы сказать, что в самосознании российского народа, особенно молодежи, должны быть заложены ценности, которые независимо от конфессиональной, социальной и этнической принадлежности будут консолидировать общество», - говорилось в докладе Мухаммада Рахимова.

Обновлено (12.10.2017 10:27)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам