Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

 
Tudaiy
 
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 

Высокая нравственность верующего

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Верующий (мусульманин) является братом [по вере] для другого верующего. Не имеет права один из них предавать и обманывать другого, лгать ему и оставлять без помощи. Мусульманин не имеет права посягать на честь, жизнь и имущество другого /1/.

У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]», а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя» /2/.

Пророк Мухаммад говорил: «Поступи благородно по отношению к тому, кто сделал что-то злое, подлое в твой адрес, ведь именно в таком случае ты будешь мусульманином [то есть покорным Богу, а не эмоциям, эгоизму и собственному «Я»]». Иисус, сын Марии, в свое время сказал: «Благородство — это когда ты делаешь хорошее тому, кто сделал тебе плохое, а не то, когда ты сделал хорошее в ответ на хорошее» /3/.

«Возвращай вверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя!» /4/; «Желайте и стремитесь к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обойдется с вами, и давайте тем, кто лишит вас (и [даже] благодетельствуйте тем, кто [в свое время] был с вами бесчестен)» /5/.

«Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладают высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [как и жена к мужу]» /6/.

«...Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» /7/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) назидал: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!» /8/.
/1/ Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между верующими. Что касается отношений с неверующими, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка. Например: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются за себя и свое имущество».
/2/ См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т. Т. 9. С. 195, хадис № 4642.
/3/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7. С. 537.
/4/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 308, «сахих».
/5/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 9, хадис № 43.
/6/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих».
/7/ Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».
/8/ Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан, сахих».

Обновлено (14.08.2013 13:05)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам