Get Adobe Flash player

Поиск

Фоторепортаж

001

Наши Друзья

 
Tudaiy
 
 
 
 
  
FADN Logo-02 
 

МОСКОВСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата.
Настоящая Декларация представляет собой научно обоснованный 
 документ, регулирующий ряд актуальных для России вопросов. По этим 
вопросам сформулирована четкая позиция, помогающая преодолеть 
разногласия, возникающие в новых российских реалиях. Для этого выработаны 
единые целостные принципы, которые являются рамочной основой действий 
мусульман в современном мире и руководством к действию для мусульманской 
молодежи в России. Эти принципы одобрены на московской конференции 
группой улемов уммы, обладающих фундаментальными знаниями, известных 
своими чистыми божественными помыслами и приверженностью истинному 
исламу, которая проходила в Москве 25-26/05/2012 г. под названием 
«Исламская доктрина против радикализма» совместно с «Всемирным 
Союзом Исламских Ученых» и «Международным центром Аль-Васатыйя 
государства Кувейт» и «Российским центром Аль-Васатыйя» при 
финансовой поддержке «Межрегионального фонда имени героя России 
Ахмад Хаджи Кадырова».
Молодежь должна положительно воспринимать эти принципы, 
относиться к ним серьезно и благоразумно, искренне и объективно. Они 
должны стать серьезным подспорьем для молодежи, способствовать 
распространению васатийи, являющейся основой взглядов уммы на мир, 
основой, без которой не могут существовать ни мирская, ни последующая за 
ней жизнь.
Данный документ научно обоснован, и мы хотим, чтобы он выступал в 
качестве предельно ясного заключения по вопросам джихада, такфира, 
шариата, идеи мирного сосуществования. Этот документ ссылается на труды 
ученых прошлого, которые уделяли большое внимание точности формулировок 
и определению целей. Для мусульманской молодежи этот документ должен 
стать сводом принципов, отражающим новые реалии их жизни. 
Предварительно этот документ был тщательно проанализирован улемами 
уммы, которые внесли в него поправки с тем, чтобы Декларация была 
убедительным аргументом при решении спорных в плане толкования и 
практического применения вопросов, ставших основой для появления 
радикальных взглядов.
Среди поставленных вопросов можно отметить следующие: кто имеет 
право выносить суждения, основанные на шариате, по таким вопросам, как 
такфир, безнравственное поведение, издавать фетвы по вопросам джихада, 
объявления войны, по халифату и по теме гражданства. Аллах да направит на
прямой путь и поведет по прямому пути!
1.ЗАПРЕТ НА КРОВОПРОЛИТИЕ:
Аллах почтил человека, сотворил его лучшим сложением и возвысил его. 
Всевышний Аллах сказал: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им 
передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им 
явное превосходство над многими другими тварями», ( сура «Ал-Исра»,
аят 70). Это не относится только к последователям религии Ислам, но каждый 
удостоен этой чести, как говорит Шейх Ибн Абидин , да будет милостив к нему 
Аллах, в своей книге «Аль-Хашия». Свидетельством заботы Аллаха о человеке 
является тот факт, что Всевышний запретил нападать, убивать, обезглавливать 
и ранить человека. Многие аяты Священного Корана запрещают убивать 
человека не по праву, предупреждают о недопустимости восхваления 
кровопролития в исламе. Аллах указал на то, что насилие по отношению к 
одному человеку является насилием по отношению ко всем людям. 
Всевышний, хвала Ему, сказал: «Кто убил душу не за душу или не за порчу 
на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто 
бы оживил людей всех», (сура «Трапеза», аят 32). 
Сохранение душ и крови, запрет на причинение им ущерба и на 
кровопролитие по ложной причине являются общим знаменателем всех 
божественных и ниспосланных ранее законов. Дело в том, что существование 
человечества и преемственность божественной миссии зависят в основном от 
человеческой жизни, и поэтому данное положение является важнейшей, 
главной и необходимой основой сдерживающего начала в человеке и 
существующих запретов.
2. ПОНЯТИЕ ДЖИХАДА:
В отношении джихада в исламе была разработана специальная 
концепция, соответствующая цивилизованному характеру мусульманской 
религии, который не считает джихад разрушительным проектом или планом 
мести и включает в себя ряд правил, положений и критериев, призванных
сохранить цивилизованную роль джихада в исламе. Среди наиболее важных 
положений и критериев джихада можно отметить следующие.
1) В исламе слово джихад имеет множество широких и всеобъемлющих 
смыслов. Джихад не сводится только к ведению войны и применению оружия в 
отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению войны не 
учитывая при этом другие компоненты смысла этого понятия, неправомерно. 
Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных 
измышлений.
Шейх Аль-Ислам Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, дал 
следующее определение джихаду: «Он включает явные и тайные виды 
поклонения, среди которых: любовь к Аллаху, искренность Ему, упование на 
Всевышнего, вручение Ему своей души и имущества, терпение, благочестие, 
произнесение имени Аллаха, подкрепляя это делами, сердцем, призывом, 
аргументом, языком, мнением, образом действий, работой, имуществом».
2) Джихад в значении войны тесно связан с двумя важными условиями: 
способностью победить в ней и приоритетом общественной пользы от этой 
войны. Игнорирование этих двух условий может привести к тому, что 
молодежь и чрезмерно экзальтированные люди могут своими 
немотивированными действиями способствовать возникновению опасной 
ситуации.
3) Джихад никогда не был самоцелью. Мусульмане никогда не начинали 
войну только ради самой войны. Военные действия на пути Аллаха в истории 
всегда могли быть оправданы только в качестве (крайнего) средства сохранения 
и укрепления религии ислама, возможности исповедания и возвеличивания 
слова Аллаха Всевышнего. Джихад – это одно из многих средств достижения 
великих целей и высоких надежд, но не самоцель. Пророк, мир ему и 
благословение Аллаха, в одних случаях сражался в бою, в других – заключал 
перемирие, в третьих – заключал союзы, в четвертых – возвращался домой, 
обходясь без всяких сражений. Мы знаем, что Пророк, мир ему и 
благословение Аллаха, оказался в тяжелом положении во время осады 
крепости Таиф. Среди мусульман были убитые и раненые. Когда Пророк, мир 
ему и благословение Аллаха, понял, что взять крепость не удастся, а 
продолжать осаду бесполезно, он принял мудрое решение снять осаду и 
прекратить бессмысленное сражение. Он решил вернуться после осады 
крепости, продолжавшейся более чем сорок дней. В этой связи Шейх Ибн аль-
Кайим, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Если имам (предводитель), 
осаждающий неприступную крепость, понимает, что взять ее не удастся и 
принимает решение снять осаду и уйти, для него не является обязательным 
проявлять настойчивость, и он имеет право отказаться от нее. 
Настойчивость нужна в тех случаях, когда выгода от какого-то дела 
перевешивает над его пагубными последствиями».
4) Джихад - является важным средством следования людей прямым путем к 
истине и служению Богу. Следование людей прямым путем является 
благородной целью и высоким устремлением людей, взывающих к Аллаху. И 
наконец, следование прямым путем выше военного джихада, так как цель выше 
средств. Если же средства противоречат цели, предпочтение отдается цели.
Имам аль-Карафи, да будет милостив к нему Аллах, подчеркивая в «Аз-
Захира», что джихад является средством, а не целью, пишет: «Положения 
шариата гласят о двух сторонах действия: целях (намерениях) и средствах. К 
целям относится хадж, а путь следования к хаджу является средством. 
Защита религии, проповеди – это цель, а джихад – средство». 
Завершая рассуждения о данном вопросе, аль-Карафи пишет: «Несмотря на 
кажущуюся очевидность того факта, что средство не ведет к цели, считать 
так будет ошибкой».
5) Джихад должен осуществляться только на пути Аллаха (согласно 
шариату: правовым нормам мусульманского государства) и не должен 
превращаться в смуту. Именно в этом заключается высочайшее предназначение 
джихада. Если же он вызывает смуту, превращается в подстрекательство, 
приводящее к прекращению проповеди ислама, если он уводит людей от 
истины, отпугивает и отдаляет молодежь от чистой проповеди религии, то это 
означает, что джихад не выполняет своего высочайшего предназначения (не 
является по сути джихадом). Такой джихад следует прекратить и отказаться от 
него.
Только следование прямым путем и служение Богу отвечает интересам 
человека. Выведение людей из темноты к свету – вот что является самоцелью. 
Уберечь людей от прегрешений, направить их на путь покорности и терпения, 
спасти их от огня ада и привести их к раю – вот в чем состоит великое 
предназначение джихада. А иначе почему Пророк , мир ему и благословение 
Аллаха , чуть было не погиб вследствие своего стремления вести свой народ по 
правильному пути и желания привести людей к исламу. В Коране сказано:
«Если ты будешь скорбить из-за того, что неверующие отвращаются от 
твоего благовестия, ты можешь погубить себя». (Сура «Пещера», аят 6). 
Какую пользу ислам и умма могли бы обрести, от принятиия ислама, 
мальчика-иудейя находящегося на смертном одре, после того, как Пророк, 
мир ему и благословение Аллаха, призвал его к исламу.
6) Ведение человека по правильному пути, отражение агрессии, свобода 
вероисповедания - это основа. Джихад является только частью этой основы. 
Поэтому завоевание сподвижниками Пророка, да будет доволен ими Аллах,
новых стран, было актом, совершаемым теми, кто вел людей по правильному 
пути, а не тиранами. Это были завоевания милости, а не мести. Сподвижники 
смешивались с местным населением, вступали с ним в брак, совершали акты 
купли-продажи. В результате местное население полюбило ислам, и люди стали 
принимать ислам в массовом масштабе (толпами).
7) Законность джихада в значении войны и военных действий зависит от 
явного преобладания общественной необходимости и пользы. Если война или 
военная акция чревата пагубными последствиями, несоразмерными с 
общественной пользой, то они запрещаются, и имамы (предводители) должны 
отказаться от них. 
Имам Аш-Шатыби, да будет милостив к нему Аллах, в этой связи сказал: 
«Если доказано, что те или иные цели отвечают интересам людей, а действия 
по достижению этих целей являются обоснованными, то это оптимальный 
вариант. Если же действия внешне соответствуют цели, но общественная 
польза противоречит таким действиям, то данные действия становятся 
неправильными и незаконными. Дело в том, что законные действия не 
являются самоцелью. Они должны быть соотнесены со смыслами этих 
действий и общественной пользой, ради которых они и могут быть 
разрешены».
Эту же мысль подтверждает Шейх Аль-Ислам Ибн Таймийя, да будет 
милостив к нему Аллах : «Если благие и пагубные последствия противостоят 
друг другу, то существующие нормы шариата, упоминая о необходимости 
получения пользы и недопустимости пагубных последствий, говорят также о 
необходимости рассмотрения имеющихся контраргументов. В том случае, 
если при рассмотрении окажется, что упущенная польза и возможные 
пагубные последствия преобладают, данное действие не является более 
повелением, а запрещается, ибо вред, причиненный им, будет больше чем 
польза».
8) Убийства, покушения, взрывы, под лозунгами джихада, борьбы с 
вероотступниками, теми, кто отходит от ислама и лояльно относится к
немусульманам, в результате чего погибают мусульмане и другие люди-те, в 
отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на 
принадлежащее им имущество, не являются джихадом и не имеют к нему 
никакого отношения. Подобные действия не имеют ничего общего с исламом, 
так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного 
джихада и его общепринятых положений, первое из которых гласит о наличии 
запрета, мусульманину поклоняться своему Богу. Всевышний Аллах сказал: 
«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищь только за то,что 
говорили: Наш Господь –Аллах». (Сура «Хадж», аят 40). И второе положение 
гласящее о том, что об этом должен приказать законный правитель. Когда 
мусульмане были в Мекке, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не 
приказывал им вести джихад и притеснять кого-либо. Когда об этом попросили 
присягнувшие, Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам не было 
приказано этого делать». Джихад является мерой, предпринимаемой властями 
для защиты владения и веры, а не действием отдельных людей, приносящим им 
и умме вред и ведущим к пагубным последствиям.
9) Категорически запрещено самоубийство будь это мужчина или женщина 
посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут 
находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать 
их кровь и покушаться на их жизнь. Этот запрет усугубляется, если 
это действие ведет к ослаблению позиций мусульман в обществе, порочит их и 
дает в руки их противников аргумент, с помощью которого они 
препятствуют распространению ислама, закрывают различные мусульманские 
просветительские организации и научные центры. 
10) Существует неразрывная связь между нормами шариата о джихаде и 
анализом его предполагаемых результатов и последствий. Установлено, что 
правильное или допустимое средство не обязательно влечет за собой 
правильное суждение о нем. Такое суждение может быть вынесено только 
после анализа возможных результатов и последствий того или иного действия.
Имам Аш-Шатыби, да будет милостив к нему Аллах, в этой связи 
говорил: «Анализ последствий тех или иных действий является обоснованным 
и само собой разумеющимся с точки зрения закона (шариата) делом, так как 
муджтахид судит о делах только после анализа последствий таких действий. 8
Дейсвтие может содержать в себе пользу, которую можно получить, но
может также привести к пагубным последствиям, противоречащим 
объявленным целям».
В свою очередь Ибн Аль-Кайим Аль-Джаузия, да будет милостив к нему 
Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался казнить 
мунафиков-лицемеров, так как подобные действия могли оттолкнуть от него 
людей, которые сказали бы, что Мухаммад убивает своих сподвижников». 
Такие слова могли оттолкнуть и отпугнуть от ислама как новообращенных, так 
и тех, кто еще не принял его. Пагубных последствий от этого было бы гораздо 
больше, чем пользы, а благих последствий от отказа казнить оказалось гораздо 
больше, чем пользы от казни.
11) Специализация улемов-мужтахидов по практическому применению 
положений джихада является установленным и неоспоримым фактом с точки 
зрения шариата и здравого смысла. Из этого следует, что издание 
неподготовленными (некомпетентными) лицами фетв по теоретическим и 
практическим вопросам применительно к таким явлениям и категориям, как 
джихад, хакимийя (вынесение решения), лояльность, невиновность, имущество, 
является ни чем иным, как попыткой присвоить себе функции муджтахидов, 
что приводит к появлению ошибочных суждений (положений), ослабляет 
безопасность в ряде стран, ведет к пролитию крови невинных людей, 
конфискации имущества и неприкосновенной собственности. Существует 
большая разница и огромное расстояние между делами муджтахидов, 
применением положений и норм шариата, с одной стороны, и между 
распространением знаний, разъяснением суждений и норм, приоритетом да’ва
и исскуством риторики. Об этом говорил Имам Аш-Шафи’и, да будет милостив 
к нему Аллах, анализируя действия тех, кто противодействует фетве: «Если бы 
дело обстояло таким образом, они должны выступать и издавать фетву о 
разрешенном и запретном, в противном же случае они должны говорить о 
знании, но не издавать фетву». Улем-муджтахед узнается признанием 
обладателями науки его научных трудов, свидетельствующих о его глубоких 
знаниях и способности вынесения решений (иджтихад).
12) Правильным является то, что право неприкосновенности жизни 
гарантируется принадлежностью к роду человеческому, а неверие (куфр) не 
является доводом, оправдывающим совершение агрессии в отношении людей, 
посягательство на их жизнь и имущество. Категорически запрещается чинить 
препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кому 9
предоставлена безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя 
делать ни преднамеренно, ни под предлогом нападения ночью, ни путём 
забрасывания щита или стрельбы из катапульты. Такие действия (если бы они 
произошли ) являлись бы примером непропорционального применения норм 
шариата в других отличающихся условиях. Существуют определённые 
убедительные и очевидные свидетельства и примеры того, как надо 
действовать в подобных условиях. Армии и войска в истории ислама 
действовали исключительно в интересах этих людей немусульман, 
предоставляя последним возможность узнать, что такое ислам и создавая тем 
самым условия для распространения среди них да’ва. Шейх-ал-Ислам Ибн 
Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, объяснил, что бой (сражение) в 
исламе не является признаком неверия. Его цель – дать отпор агрессии. В 
Послании о бое (сражении) Он писал: «Войны, которые вёл Пророк против 
язычников (27 походов), показали, что агрессорами и виновниками этих 
действий были язычники. Это подтверждает тот факт, что основной 
принцип отношений с язычниками – это мир, а не война. Если бы этим 
принципом была война, Пророк бы действовал подобным образом. Но из его 
жизнеописания явствует, что Он никогда не начинал боевые действия».
13) Убийство человека на основании его документа или гражданства 
является вопиющей несправедливостью, актом, наносящим вред и 
противоречащим исламу.
В наше время, предписывается вести мирные виды джихада, в том 
числе джихад души, заключавшийся в повиновении Аллаху. Об этом говорят 
хадисы, среди которых хадис о послушании родителей: «...вот и веди джихад 
за родителей». Ваш джихад – это любовь, верность, упование, произнесение 
имени Аллаха.
3. ТАКФИР И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ШАРИАТА:
Необдуманность в такфире (объявлении о неверии кого-либо) является 
большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и 
печальных результатов принесло умме это явление! Не должны проявлять 
поспешности в этом вопросе те, кто имеет хотя бы минимум богобоязненности 
и хотя бы небольшие знания, кто сохраняет спокойствие духа. 
Имам Аш-Шаукани, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Итак, 
льются слезы, оплакивается ислам и мусульмане после того, как религиозная 
нетерпимость овладела умами большинства мусульман, обвиняя друг друга в10
неверии не вследствие требований сунны, Корана, установлений Аллаха и 
доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате 
чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать 
друг друга, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли и 
мираж в пустыне. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая 
беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было». 
Неправомерный и лишенный смысла такфир по отношению к 
мусульманам оборачивается большим злом и чреват пагубными последствиями, 
главное из которых утрата справедливости, предполагающей, что выносящий 
суждение по такфиру должен быть подготовленным и компетентным 
человеком. В то же время тот, кому приписывают неверие (куфр), должен 
иметь право на самозащиту и на заявление о допущенной в отношении его 
несправедливости. 
К пагубным последствиям такфира относится дозволенность пролития 
его крови, присвоение его имущества и разлучение лица, которому 
приписывается неверие с его женой, разрыв между ним и мусульманами. Он 
лишается права наследовать и лояльного отношения к себе. После смерти его 
тело не подлежит омовению, завертыванию в саван, над умершим не 
совершаются молитвы, вводится запрет на его погребение на мусульманском 
кладбище. 
Если такие действия предпринимаются по отношению к тому, кто этого 
не заслуживает, это может привести к расколу уммы, массовому 
кровопролитию и неправомерному присвоению имущества. Кроме этого, к 
пагубным последствиям относится лишение неповинующихся верующих 
возможности раскаяния, что вызывает отчаяние и уменьшает надежду на 
милость Аллаха.
Недопустим такфир в отношении мусульманина, касательно которого 
вынесено суждение о принятии им ислама , независимо от того, благочестивым 
он является или распутником, только на основании его слов или дел, 
истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении 
мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести
соответствующие аргументы, которые должны основываться на определенных 
положениях и опровергать вынесение такого суждения. Шейх-ал-Ислам Ибн 
Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: ‟Никто не имеет права 
обвинить в неверии мусульманина. Если он допустил ошибку, должны быть 
приведены и разъяснены соответствующие доводы. Если же доказано, что он 
несомненно принял ислам, сомнения в отношении него о неверии отпадают,
более того он не выходит из ислама кроме в том случае, когда будут 
выдвинуты аргументы и исчезнут все имеющиеся подозрения». 
Имам Аз-Захаби передает от Имама Аль-Аш’ари, да будет милостив к 
ним Аллах: «Есть слова Аль-Аш’ари,которые мне очень нравятся. Эти слова 
подтверждены Аль-Байхаки, который слышал Абу Хазима Аль-Абдави, 
который, в свою очередь, ссылался на Захира ибн Ахмада ас-Сархаси, который 
сказал: «Незадолго до его смерти в моём доме в Багдаде, Абу Хасан Аль-
Ашъари позвал меня к себе. Когда я пришел к нему, он сказал: Стань мне 
свидетелем, что я не обвиняю в неверии никого из мусульман. Ведь все говорят 
об одном Боге. Разными являются только слова, в которые облекаются их 
суждения. Тогда я сказал ему: «Именно таким образом я исповедую свою веру».
Подобно этому шейх Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, 
говорил в конце своей жизни: «Я не обвиняю в неверии никого из уммы». Он 
также говорил: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только 
верующий сохраняет обычай омовения». Тот, кто придерживается обычая 
омовения, является мусульманином».
Убежденные улемы не обвиняют в неверии никого из мусульман.
Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала 
ему! Никто не может быть наказан на этом основании. Если же кто-то будет 
наказан или притеснен, но при этом будут отсутствовать признаки религиозной 
нетерпимости или ненависти по отношению к противникам, тогда такфир
будет считаться суждением, основанном на шариате и требующем должные 
положения и нормативы, такие как разделение между обобщением и 
определением, между меньшим и большим ширкам, а также уточнения 
правомерности выдвижения аргумента.
Сам один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим 
знанием и специалистом в даъве, не может обвинить в такфире и выдвигать 
аргументы против кого-либо. Необходимо вынесение юридического 
(судебного) решения улемами , которые имеют соответствующие полномочия, 
удостоверенные правителем. Выносить суждение по неверию и его признакам 
в отношении знатных лиц, групп, организаций и целых стран должны 
обладающие глубокими познаниями улемы, работающие в судебных органах. 
Дело в том, что в отношении неверия должно быть принято судебное решение, 
базирующееся на соответствующих положениях и укладывающееся в 
определенные рамки. Если речь идет о немусульманской стране, этим вопросом
должны заниматься уважаемые и известные своими познаниями и твердостью 
позиций улемы той страны.
Выносить суждение по всем видам лояльности неверием (куфром)
выводящим из ислама, не учитывая при этом различные прецеденты, не 
анализируя при этом разные ситуации и варианты, является крайностью, к 
которой прибегают некоторые фанатично настроенные лица, отличающиеся 
незнанием (невежеством) и слепой нетерпимостью, те, кто убежден в своем 
превосходстве над другими людьми.
Проявления дружбы по отношению к немусульманам, такие как 
посещение больных среди них, доброе отношение к ним, дарить им подарки, 
поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с 
выздоровлением после болезни – все это не является запретной лояльностью. 
Наоборот, речь здесь идет о проявлении нравственности, к которой призывает 
ислам. Шейх-ал-Ислам Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: 
«Дозволено навещать их больных, поздравлять их с радостным событием, 
соболезновать им, когда случается несчастье, как об этом говорил Аль-
Мурдауи».
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ВЕРНОСТЬ»?
Это понятие связано с верностью или преданностью вере, религии, но 
именно оно становится основой и для обвинения в неверии!
Известно, что чрезмерность в вопросе преданности и отречения являлась 
характерной чертой хариджитов, которые строили свое учение (мазхаб), считая 
этот вопрос шестым столпом ислама. К этому подходу критически относился 
имам Ахмад ибн Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, в своем труде 
«Книга сунны» он писал: «Учение о преданности и об отречении (в их 
трактовке) является ересью».
Группа хариджитов отошла от ислама именно в трактовке понятий 
преданности и отречения. Она считала, что правы в данном вопросе только те, 
кто верит в положение их учения, считающего правильным обвинение в 
неверии совершающего грехи и особенно смертные грехи. Их позиция по 
отношению к сподвижникам посланника Аллах, да благославит его Аллах и 
приветствует, заключается в том, что они признавали Абу Бакра и Омара и 
отрекались от Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах.13
Понятие «отречения» употребляется чаще всего по отношению к 
действиям, а не к людям. Всевышний сказал: «Если же они ослушаются тебя, 
то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». (Сура Поэты, 
аят 216).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « О Аллах! Я не 
причастен к тому, что сделал Халид ».
Что же касается верности с целью получения пользы в этом мире, 
доброго общения, поиска путей согласия в совместной жизни, то это не 
является порицаемым поступком. Наоборот, это достойно восхваления. Пророк 
Юсуф, мир Ему, сказал правителю Египта: «Помести меня на сокровища 
Земли». (Сура Юсуф, аят 55).
Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, находясь на земле 
Эфиопии, были верны ан-Наджаши до принятия им ислама, так как он был 
справедливым христианским правителем. Поэтому нет никаких разногласий 
относительно того, дозволен ли такой вид верности.
Имам Аль-Фахр Ар-Рази, да смилостивится над ним Аллах, в своем 
«Большом толковании» приводит в этой связи слова Всевышнего Аллаха: 
«Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и 
друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого 
отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно 
опасаетесь их», (сура Семейство Имрана, аят 28).
Он также упомянул третий вид запретного, а не неверия (куфр). Речь идет 
о верности и дружбе в распутстве и в нанесении ущерба мусульманам. Об этом 
говорится в суре «Испытуемая»: «О те, которые уверовали! Не берите врага 
Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы 
открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая 
явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас», ( аят 1).
В истории Хатыба Ибн Абу Балтаа, да будет доволен им Аллах, 
говорится, что он послал письмо врагу, речь шла о планах мусульман по 
походу и завоеванию неверных. Этот человек не являлся ни неверным 
(кяфиром), ни хариджитом. Его упрекнули в этом поступке, а он отделался 
извинениями. 
Четыре имама достигли согласия в том, что если мусульманин является 
лазутчиком (шпионом) неверных, его нельзя считать неверным (кяфиром), если 
он не принял куфр (не стал неверным по убеждению). Это пояснил имам Аш-
Шафии, да смилостивится над ним Аллах.
Итак, верность (преданность) бывает трех видов: разрешенной
(необходимой, должной, полученной в зависимости от цели и потребности); 
неверием, если это является убеждением; запретной, но не неверием, если 
речь идет о безнравственности, которая касается и мусульманина и 
немусульманина. 
Верность близким необходима в силу хадиса Асмаа , да будет доволен ею 
Аллах, переданного Ал-Бухари: «Укрепляй связь со своей матерью», а её 
мать была язычницей.
«Врожденная тяга или принудительная любовь к родственникам из 
немусульман не противоречит принципам помощи и оправдания за 
исключением тех случаев, когда речь идет о невыполнении долга или о 
совершении запрещенного поступка. Всевышний сказал: «Обладатели же 
родства – одни ближе другим в писании Аллаха», (сура «Добыча», аят 75).
«Недопустимо проявление вражды к немусульманину, если последний 
мирно относится к мусульманам. Всевышний сказал: «Аллах не запрещает 
вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами 
из–за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ», (сура «Испытуемая», аят 8).
Разрешается обращаться в светский суд в случае отсутствия шариатской 
альтернативы, способной для возвращения прав и признания несправедливого 
характера предыдущего решения. Это не противоречит основам веры, более 
того это не умаляет необходимого совершенства веры. Важно, чтобы 
требования, выдвинутые перед судом были законными, а выносимые суждения 
соответствовали истине. Учённые – алимы пришли к выводу что неверием 
(куфром) является только лишь его восприятие как закона шариата, а не его 
практика в жизни. Также трактовал его Ибн Аббас , да будет доволен им Аллах, 
и кто после него.
4. ХАЛИФАТ:
- Великий имамат является одной из величайших целей религии (ислама). 
Он замещает пророчество в вопросе защиты религии и в определении политики 
в мире по отношению к нему (имамату). Стремление к его созданию зависит от 
существующих способностей и возможностей.
- Если в течение какого-либо времени верховный правитель не появляется вследствие слабости или неспособности, тогда подтверждается согласие по вопросам дальнейшего пути, указывается на недопустимость разобщения в религии и стремление усилиями улемов и реформаторов (примеряющих) определить цели единства и союза в соответствии с имеющимися возможностями и потенциалом. Это приблизит своевременное осуществление благих дел и сохранит согласие по основам ислама. В качестве примера можно привести Организацию исламского сотрудничества, в которой Россия является членом - наблюдателем. Эта организация является своеобразной формой единства и сплочения. Этот принцип был провозглашен Ас-Синхори после падения халифата. Халифат был формой сплочения, поддержки веры, установления мира, отпора агрессии, заключения договоров. Большинство вопросов имамата не имеют ничего общего с поведением, направленным на разрыв отношений, они связаны с духовным убеждением, как об этом говорит аль-Гаяси.
Иджтихад открыт для тех, кто занят поисками лучшей формы (мыслей). 
Военные действия (бой) не являются оптимальным вариантом действий, 
особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, 
применение которого противоречит миссии ислама и других мировых религий. 
После окончания первого века мусульмане не объединились в одно 
государство. Существовали государства идрисов в Марокко, Омейядов в 
Андалусии. Люди вели войны не во имя создания единого халифата. Ущерб, 
наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого халифата.
5.ПАТРИОТИЗМ И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ:
- Патриотизм, принадлежность к своей Родине, не являются чертами, 
проявляющимися исключительно во времена бедствий. Это – свойства 
человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с 
другими людьми - его соотечественниками, разделяющими его любовь к 
Родине. Таким образом, человек сосуществует вместе с мусульманами и 
немусульманами в интересах Родины, укрепляя ее силу и мощь.
- Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении 
немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к одной 
Родине и сосуществование на ее земле в духе ислама, предполагает совершать 
справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все, как 
граждане одной страны, имеют соответствующие права, даже исповедуя не 
нашу религию. История является лучшим свидетельством справедливого 
характера ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман 
и находящихся под властью ислама.
- Справедливость ислама и мусульман, мирно сосуществующих с людьми, имеющими Писание (иудеи и христиане) настолько очевидна, что удивляет даже людей Писания. Ислам запрещает притеснять их и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только предписывает оставить их на том, чему они поклоняются.
«Нет принуждения религии», (сура «Корова», аят 256), но и указывает на 
необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. 
Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, 
монастыри и другие места совершения ими культа, о чем говорится в Договоре 
о защите «акд аз-зимма», сохраняя тем самым договор и исполняя обещание их 
защиты.
- Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, 
руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, 
учитывая тот факт, что эти законы укрепляют ценности справедливости, 
человеческого достоинства, уважения человека. Принцип мирного 
сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом 
для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для 
мусульман и немусульман в неисламских странах. Такой же закон существовал 
во времена сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, живших в 
Эфиопии. Они жили там, не нарушая местных законов, не попирая суверенитет 
этой страны и не нанося ущерба ее безопасности. При этом они сохраняли свою 
веру в единого Бога, соблюдали шариат, мудро поддерживая добрососедские 
отношения с местным населением. 
Хадис Фудайка, да будет доволен им Аллах, переданный аль-Байхакием 
и другими, применим к положению меньшинств (речь идет о мирном 
сосуществовании человека и терпимости по отношению к иноверцам). В нем 
говорится: «О, Фудайк, выстаивай молитву, подай закят, не причиняй зла, 
живи среди своего народа там, где хочешь».
Мусульмане обязаны относится ко всем людям с добрыми намерениями. 
Всевышний сказал: «Говорите людям хорошее», (сура «Корова», аят 83). В 
одном из хадисов говорится: « И в нравственных отношениях с людьми будь 
благонравен ». В другом хадисе говорится: «Мусульманин - это человек, 
язык и руки которого безопасны людям, а моджахед - это тот, кто отдает 
все силы и душу в повиновении Аллаху, а мухаджир - который 
прекращает ошибки и грехи». Обратите внимание на слово люди, 
включающее в себя и мусульман, и немусульман. Основа отношения к 
немусульманам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми. В 
хадисе сказано: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит он для брата 
своего то, что любит для себя». В толковании этого хадиса аль-Хафиз ибн 
Раджаб говорит: «Братство, упомянутое в этом хадисе, касается братства
Человеческого». Тоже самое в потверждении того говорил Имам ан-Навави. 
Всевышний Аллах повелевает быть справедливыми и творить добрые дела
«Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро», (сура «Пчёлы», аят 90), обязывает творить добро, давать пищу нуждающимся, раздавать бедным часть своих денег во имя единства и солидарности в обществе. Необходимо относится к исповедующим другую веру дружелюбно и с добром. Всевышний Аллах сказал:  «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь 
Аллах любит справедливых», (сура «Испытуемая», аят 8). Ибн аль-араби аль-
Малики говорит в этой связи: «Это значит- отдавать им часть Ваших денег».
Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии», ( сура «Корова», аят 
256) и повелел жить в мире. Как сказано в хадисе: « Надо приветствовать, 
того, кого знаешь и кого не знаешь ».
- Ислам – это религия открытости, взаимодействия и сосуществования 
с иноверцами. Ислам не выступает за изоляцию, не поддерживает монашество, 
а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и 
конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона 
взаимного сдерживания. Ислам провозглашает принцип взаимного 
сдерживания, а не столкновения цивилизаций.
- Сосуществование и диалог между цивилизациями является одним из 
проявлений принципа мирного цивилизованного взаимного сдерживания, 
основой предписанного исламом регулирования отношений с другими 
цивилизациями. Такой подход служит основой цели межцивилизованных 
устремлений – освоению Земли и борьбы с попытками ее порчи. «И если бы 
не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в 
расстройство земля, но Аллах – обладатель благости для миров». (сура 
«Корова», аят 251).
- Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций – это 
суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство 
силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы уверены в 
необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в 
столкновении цивилизаций, в их сдерживании, а не в борьбе между ними.
Поэтому основа ислама состоит в призыве к пути Господа тем, что 
лучше. Выдающийся улем, имам, шейх Ат-Тахир ибн Ашур отметил в своем 
ценном толковании, что священный аят упоминает о трех средствах призыва 
(даъва).
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым назиданием и веди 
спор с ними наилучшим образом»  (сура «Пчелы», аят 125).
Шейх Ибн Ашур, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Каждый, 
кто занимает место, схожее с местом пророка, направляя людей и указывая 
на подобающее людям поведение, должен следовать трем вещам: мудрости, 
хорошему увещанию (проповеди) и обсуждению (спору) при помощи того, что 
лучше. В противном случае такой человек будет отклоняться от 
мусульманских обычаев (этикета) и будет недостоин уммы. Он будет 
опасаться причинить ущерб интересам уммы».
Эта религия в основном распространялась путем диалога, а не силой. В 
первом веке по хиджре патриарх Иисус Яффа написал письмо митрополиту 
Симону, в котором выразил свое удивление тем, что христиане отказываются 
от своей религии. Далее он сказал: Они «мусульмане» не борются с 
христианской верой, а наоборот, относятся к ней с симпатией, они почитают 
святых Бога нашего, жертвуют церквям и монастырям. Почему же 
христиане отказываются от своей веры?!
Таков наш совет братьям нашим. Именно в это мы верим. Исправляйте 
себя, практикуйте свою религию, почитайте соседей Ваших – мусульман и 
немусульман. Улемы достигли согласия в том, что сосед – немусульманин 
обладает правом жить с Вами, должен пользоваться уважением, должен быть 
окружен Вашей заботой. Распространяйте идеи мира, учите детей Ваших любви 
и согласию. Именно так будет распространяться мир и процветать ислам!
 
УЧЁНЫЕ, ПОДПИСАВШИЕ МОСКОВСКУЮ БОГОСЛОВСКУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ 
по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата
1. Адель Абдулла Аль-Фалах- Первый зам. министра Вакуфов и исламских дел
- Первый зам. председателя верховного консультативного совета по постепенному внедрению норм шариата в законодательство при концелярии амира, Кувейт
2. Абдулла бин Бейя - Зам. председателя Международного Союза Исламских Ученых - Председатель международного центра по реформам и наставлениям, Англия
3. Али Курра Даги - Генеральный секретарь Международного Союза Исламских Ученых - Зам. председателя Европейского Совета по Фетвам и Научным Исследованиям, Катар
4. Нуриддин Аль-Хадемий - Министр по делам религии, Тунис
5. Абдулла Али Басфар- Генеральный секретарь Международной Ассоциации по Заучиванию Корана, Саудовская, Аравия
6. Ахмад Аль-Халилий - Муфтий Султаната Oмана, Oман
7. Мохаммад Рашид Каббани - Муфтий Ливана, Ливан
8. Абдуллатиф Аль-Махмуд - Председатель Национального Собрания – Председатель Исламской Организации, Бахрейн
9. Мохаммад Усман Салих - Генеральный секретарь Совета Алимов Судана, Судан
10. Ахмад Ас-Самараи - Председатель Суннитского Вакуфного Фонда, Ирак
11. Мохаммад  Аль-Хасан Ад-Дуду - Председатель Центра Подготовки Ученых, Мавритания
12. Марван Аль - Фаури - Председатель Центра Аль-Васатыйя, Иордания
13. Мухтар Махмуд - Директор Центра Научных Исследований  при Каирском Университете, Египет
14. Салах Хашим - Член Совета Шуры Исламского Джамаата, Египeт
15. Усама Хафиз - Представитель и член Совета Шуры Исламского Джамаата, Египeт
16. Мохаммад Аль-Мухтар Валад Умбала - Исламский мыслитель - Советник президента Мавритании, Мавритания
17. Аль - Хасан Аль-Алми - Директор Исламского института "Запад" для научных исследований и подготовки проповедников и исследователей, Мароккo
18. Хамди Арслан - Член попечительского совета Всемирного Союза Исламских Ученых, Турция
19. Абдур - Рахман Бейрани - Генеральный секретарь джамаата "Пропаганда и реформы", Иран
20. Абдуль-Мажийд Ан-Нажар - Член преподавательского совета Университета Зайтуна, Тунис
21. Али Джума - Муфтий Египта, Египeт
22. Мохаммад Салим Аль-Авва - Ген. Сек.-учредитель Всемирного Союза Исламских Ученых, Египeт
23. Халид Эрн - Генеральный директор центра исследований по истории, литературе, искусству и исламской культуре (АРСИКА), Турция
24. Ниаматулла Аш-Шахраний - Советник по делам религии президента Афганистана, Афганистан
25. Асадуллах Ханиф Балхи - Посол Афганистана в Кувейте, Афганистан
26. Рамиз Мустафа Захли - Председатель Албанского центра мысли и Исламской цивилизации, Албания
27. Гариб Аль-Араби - Председатель Европейской Исламской Благотворительной Организации, Швейцария
28. Усман Абдуррахим - Руководитель проекта "Басаер" для диалога – Член Американского Совета по Фикху, Египет
29. Мохаммад Садик Мохаммад Юсуф - Исламский Мыслитель, Узбекистан
30. Бадр Аль - Хасан Аль – Касимий - Зам. председателя Индийского Совета по Фикху, Индия
31. Абдул Маннан Роанда - Директор центра Аль-Васатыйя, Филиппины
32. Мухаммад Сухейл Аш – Шеммарий - Директор Комитета Мусулман Азии при Организации Возрождения Исламского Наследия (ОВИН), Кувейт
33. Хусейн Хасан Абубакр - Муфтий Чада, Чад
34. Салах Ас-Савий Генеральный секретарь Союз Исламских Учёных-Факихов Америки, США
Хвала Аллаху,
по милости Которого удается довести до конца благие дела!
 

Обновлено (11.06.2015 14:26)

 

Мы в социальных сетях:

855962 s fb icon 325x325 twitter-icon odnoklassniki vk instagram-logo-468

Наши газеты

О нас

o nas
button-mag-sign

Абитуриентам